Самые популярные штампы голливудского кинематографа
Добрые собаки и злые змеи, правильные парни из среднего класса и стереотипные голливудские учёные, которые не делают никаких открытий. Пользователь ЖЖ steblya_kam рассказывает о штампах коммерческого Голливуда и религиозно-историческом происхождении стандартных образов.
Интересный факт: Рекорды по количеству производимых фильмов в год бьёт не американский Голливуд, а индийский Болливуд.
Классический голливудский «хороший парень»:
Общеизвестно, что голливудские киносюжеты складываются из штампов. Над этими штампами сто раз смеялись, в том числе в самом Голливуде. Но откуда они берутся? Много лет подряд мне приходилось читать лекции по английской литературе XVII в. В которой, естественно, огромную роль играло пуританство. И вдруг меня осенило, что за так называемыми голливудскими штампами стоит целое мировоззрение, и это мировоззрение — теология пуританства. Правильно, кто заселял Северную Америку? Пуритане. А что читали дети пуритан? «Путь паломника» Джона Беньяна. Который хоть и был британцем, но написал модель, в свёрнутом виде содержащую в себе все голливудские сюжеты. Году этак в 1675-м. Но дело даже не в «Пути паломника», а в мировоззрении, которое за всем этим стоит.
Disclaimer: речь везде идёт именно о феномене коммерческого голливудского кино, а не об американском кинематографе вообще, который бывает и независимым.
1. Протагонист. Протагонист определяется как «тот-у-кого-всё-будет-хорошо». Бывает в двух основных разновидностях: а) Просто Хороший Парень, б) Избранный. Задача Просто Хорошего Парня — спасти себя, Избранный обычно бывает ни больше не меньше как Спасителем Мира.
Просто Хороший Парень на удивление одинаков во всех жанрах, только в комедиях он таращит глаза, падает со стула и изрекает непристойные глупости. Он обычно примерный семьянин и глубоко любит детей, даже если не очень понимает, как эту любовь проявлять (например, дарит девочкам стрелялки или забывает забрать дитя из школы). Если у него нет жены и детей, то по крайней мере есть белокурая невеста. Как правило, его личная жизнь содержаит отдельные недостатки, которые будут исправлены в финале (налаживание личной жизни Протагониста вообще составляет обязательный параллельный сюжет в случае с Просто Хорошим Парнем и желательный — в случае с Избранным).
Кроме того, Просто Хороший Парень принадлежит к среднему классу и любит животных (но только правильных животных — о животных в голливудском кино я ещё напишу). Чаще всего у него тёмная цивильная стрижка и гладко выбритое лицо даже после скитаний по джунглям. Длинные волосы допускаются только в жанре исторического кино, но зато уж там их приделывают всем независимо от страны и эпохи (избежали этого, кажется, только римляне, но про иконическую римскую стрижку уже довольно писано Роланом Бартом).
Избранный (обычно Спаситель Мира), в отличие от Просто Хорошего Парня, может себе позволить шершавость. В архаическую эру Голливуда ему полагалось быть загорелым, белозубым и затянутым в экзотическое трико. Но эти времена уже прошли и сто раз высмеяны. В настоящее время для Спасителя Мира желательно быть небритым, раздражительным и/или с душевной травмой в прошлом. (Интересно, что из старых Спасителей Мира до наших дней дожили только те, кто прячется под маской — Зорро, Бэтмен, Человек-Паук, но и их образы переосмысляются).
Читать далее в блоге автора
Штампованные «правильные» и «неправильные» животные:
Как уже писалось в предыдущем посте, Хорошие Парни должны любить животных, но только Правильных Животных. Потому что в мире голливудского кино животные делятся на Правильных и Неправильных.
Правильные — в основном пушистые млекопитающие (эталон — собака, кошка, мышь, кролик и олень). То, что в детском кино коты могут выступать в роли шуточных антагонистов («Кошки против собак»), дела не меняет — они всё равно показаны как нормальные существа, а не как монстры. Из непушистых чести быть Правильными удостоены дельфины, из немлекопитающих — утки, цыплята и попугаи.
Исключений немного: 1) крысы (без комментариев), 2) волки (вовсе не потому, что кусаются сами по себе, а потому, что их клинически подозревают в оборотничестве), 3) летучие мыши (исключительно в силу предрассудков). Между прочим, это одна из немногих удачных шуток в тупом во всех отношениях фильме «Эйс Вентура»: бедный Хороший Парень (натурально, темноволосый и гладко выбритый — см.) привык спасать зайчиков и потому приходит в полный шок, когда ему приходится спасать летучую мышь-альбиноса.
Медведям почему-то не везёт по части злодейских ролей(самый известный фильм про злого медведя — «Гризли» 1976 г. — независимый, хоть и снят по лекалам «Челюстей»). Ещё больше не везёт крупным кошачьим — они, по-моему, встречаются только в старых малобюджетках.
В основном же в число Неправильных Животных входят:
1) непушистые немлекопитающие (змеи, крокодилы, акулы, пираньи, пауки и т. д.),
2) мутанты, появившиеся в результате лабораторных экспериментов,
3) доисторические и/ или неизвестные науке существа, сохранившиеся в труднодоступных местах (чаще всего под землёй),
4) бывшие Правильные Животные, с которыми провели какой-либо запретный ритуал («Кладбище домашних животных»).
Хотела было добавить пункт «Космические пришельцы», но сомневаюсь, можно ли классифицировать их как животных, даже если они так выглядят. Пока оставим пришельцев в покое.
Несложно заметить, что почти во всех вариантах (кроме 1) в появлении Неправильных виноват человек. Потому что нефиг проводить научные эксперименты, нефиг лезть в тёмный лес или пещеру и нефиг оживлять покойников. Однако, как мы покажем далее, и в случае (1) человек не вполне безвинен.
И Правильные, и Неправильные Животные ведут себя на удивление разумно. Правильные всегда проявляют чудеса сообразительности, спасая Хороших Парней, и причиняют вред только злодеям (обычно незначительный и комический, вроде укуса за задницу). Неправильные, напротив, отличаются необъяснимой ненавистью к человеческому роду и преследуют людей весьма целенаправленно — даже столь примитивные существа, как акулы. В реальной жизни акула откусывает ногу и плывёт дальше, но в «Челюстях» она не может успокоиться, пока не перевернёт катер и не расправится со всей командой — и что уж вовсе невероятно, высовывается из воды на палубу и стряхивает злосчастного Квинта прямо себе в рот. Ещё более «разумны» в своей погоне за людьми динозавры из «Парка юрского периода».
Кроме того, Неправильные Животные тоже действуют моралистически. Их жертвами становятся те, кто нарушает какой-либо запрет. Начало «Челюстей» недвусмысленно сигнализирует: порядочным девушкам незачем пить в походе у костры и купаться голыми. Хотя затем в «Челюстях» появляются и невинные жертвы, триггером служит именно нарушение запрета. Интересно, что независимый «Гризли», снятый в подражание «Челюстям», не ослабляет, а усиливает мейнстримовую дидактику. Там жертвами медведя последовательно становятся: 1) две девушки, которые пошли в лес одни и не вняли предупреждениям егеря о том, что время позднее, 2) сотрудница, которая купалась топлесс в водопаде, 3) туристка, которая в момент нападения переодевается в сексапильную кофточку и красит губы. В общем, пошла плохая девочка в лес, и съели её серые волки.