Топ-15 предметов реквизита, которые снимались в разных фильмах Голливуда
Если при просмотре очередной американской кинокартины вы замечаете в кадре некий смутно знакомый предмет, вызывающий ассоциации с совсем другой лентой, то, скорей всего, чувства вас не обманывают — режиссеры берут реквизит напрокат из одних и тех же кладовых, так что вещи легко могут кочевать из фильма в фильм.
Мы вспомнили полтора десятка самых заметных случаев подобного типа.
Сердце Джейсона
В стартовой сцене ленты «Джейсон отправляется в ад» (9-я часть киносериала «Пятница, 13-е») ФБР разрывает главного злодея на мелкие ошметки выстрелом из базуки. Огромное сердце Джейсона, упавшее в стороне, еще какое-то время бьется.
Этот трюк так понравился Роберту Родригесу, что он добыл приглянувшийся орган и использовал его повторно на съемках своего культового хоррора «От заката до рассвета». Там пульсирующее сердце, эффектно вырванное из вампирской груди, успокоилось уже навсегда, пронзенное отточенным карандашом. Чем не осиновый кол?
Ящик с монстром
В сегменте кинокомикса «Калейдоскоп ужасов Стивена Кинга» под названием «Ящик» фигурирует некое неизвестное науке смертоносное существо, найденное под лестницей американского университета. Существо было запаковано в ящик с надписью «Арктическая экспедиция Джулии Карпентер из Хорликского университета. 19 июня, 1834» — в этом контейнере оно, согласно сюжету, просидело последние полторы сотни лет. Пролив немало крови, в итоге тварь вместе с ящиком была отправлена на дно озера.
Однако ее приключения на этом не закончились: несколькими годами позже ящик был замечен в подвале семьи Вурхизов в хорроре «Джейсон отправляется в ад» (кстати, там же чудесным образом засветились костяной нож и книга «Некрономикон» из «Зловещих мертвецов — 2»). И фамилия «Карпентер» на ящике, разумеется, фигурирует не случайно — это прямая отсылка к режиссеру Джону Карпентеру, снимавшему свой хоррор об Арктике «Нечто» в одно время с «Калейдоскопом ужасов».
Кстати, ящик этот и в Ходячих мертвецах появлялся не один раз…
А вот он же в фильме Нечто!
Бутафорская газета
Люди внимательные могли заметить, что большинство голливудских персонажей, занятых чтением газеты, как правило, держат в руках один и тот же номер. Титульный лист может различаться в зависимости от сюжетных нужд, но на остальных страницах контент всегда идентичен: совершенно одинаковые черно-белые заголовки, фотографии и карикатуры кочуют из фильма в фильм… Обеспечением Голливуда экземплярами этой «стандартной американской газеты» последние полвека занимается калифорнийская компания под названием Earl Hays Press, изготавливающая под заказ все виды печатной продукции для кинематографических нужд.
Студиям проще приобрести стопку безымянных газет за 15 баксов за штуку и всегда держать ее под рукой, чем каждый раз выкупать права на показ в кадре страниц из New York Times или какого-нибудь другого знаменитого печатного органа. Бутафорская газета засветилась в огромном количестве кинофильмов (например, в ремейке «Техасской резни бензопилой») и телесериалов («Женаты… с детьми», «Отчаянные домохозяйки»). В «Старикам здесь нет места» мастера по реквизиту, правда, слегка перемудрили, использовав в сцене в ресторане сразу два одинаковых экземпляра: одну газету Томми Ли Джонс читает, а вторая — якобы другая, но, судя по заголовкам, точно такая же — лежит перед ним на столе. Лишний довод в пользу выражения «больше — не значит лучше»…
Автомобили будущего
Построить футуристический мир с нуля для фильма «Назад в будущее — 2» было очень сложной и дорогостоящей задачей, поэтому неудивительно, что часть реквизита для него авторы наскребли по студийным сусекам, надеясь, что зритель не заметит «секонд-хенда». Дотошный зритель, однако, прочесал культовый фильм чуть ли не покадрово и разглядел все — и спиннер из «Бегущего по лезвию бритвы», и делореанообразный старкар из «Последнего звездного бойца».
При том что режиссер Роберт Земекис поставил себе за цель максимально дистанцироваться от того мрачного варианта будущего, что показывается в «Бегущем по лезвию», без кое-каких элементов этого фильма все же не обошлось (что и неудивительно, если учесть, что обрести футуристический вид ленте Земекиса помогал Джин Вайнфилд, один из разработчиков того самого оригинального спиннера). Ну да разве небольшим «камео» перекрашенного спиннера хорошую фантастику испортишь? Вот и фанаты решили, что нет. Кстати, пресловутый «автомобиль будущего», придуманный Вайнфилдом на пару с дизайнером Сидом Мидом, появлялся позже еще и в боевике «Солдат» (1998), но об этом фильме сегодня помнят лишь единицы.
Старинные золотые монеты
Вы обращали внимание на старинные золотые монеты, словно бы путешествующие из фильма в фильм? «Балбесы», «Капитан Крюк», «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» — далеко не полный список картин, где их можно увидеть. Все верно: одна и та же груда бутафорских драгоценностей эксплуатируется Голливудом уже не первое десятилетие. И, в общем-то, удивляться нечему, ведь в реальной жизни деньги тоже постоянно переходят из рук в руки. Голливудские бутафорские монеты — тот самый случай, когда слова «сэкономить деньги» используются в самом что ни на есть буквальном смысле.
Олдсмобиль Delta 88 Royale
У Сэма Рэйми весьма своеобразное чувство юмора: избрав машину 1973 Oldsmobile Delta 88 Royale1973 года собственным талисманом, режиссер находит способы вставлять ее почти в каждый свой новый фильм (начиная с дебютных «Зловещих мертвецов», где автомобиль появился впервые). «Олдсмобиль» засветился и в трилогии «Человек-паук», и в хорроре «Затащи меня в ад», и даже в вестерне «Быстрый и мертвый» — в последнем случае это был явный анахронизм, поскольку дело происходило на Диком Западе, так что машину пришлось «раздеть» до основания и надстроить, замаскировав под фургон того времени. В самой свежей по времени ленте — ремейке «Зловещих мертвецов» — любимая машина Рэйми, конечно, тоже присутствует. Исчезнет с экрана она, видимо, не раньше, чем Сэм уйдет на пенсию. Иными словами, на наш век еще хватит.
Универсальный автомобильный номер
О том, что все телефонные номера, которые попадают в кадр в голливудском кино, традиционно начинаются с цифр 555, знает почти каждый (как и то, что реальных номеров такого типа в США не существует). Гораздо меньше людей в курсе того, что аналогичная мера принята в отношении калифорнийских автомобильных номеров. Номера серии GAT больше не выпускаются, что дает реквизиторам возможность использовать один и тот же номер (2GAT123) буквально везде, где требуется крупно показать автомобильный зад.
Примеры? «Полицейский из Беверли-Хиллз — 2», «Тренировочный день», «Малхолланд Драйв», «Траффик», «Поцелуй навылет» и сотни других кинофильмов и телесериалов. Мастера по реквизиту полагают, что мало кто обращает внимание на сделанные ими таблички, потому штампуют один и тот же номер снова и снова, не внося в него никаких изменений. По большому счету они правы, поскольку работоспособность «универсального номера» подтверждена десятилетиями его использования, и, за вычетом самых забубенных гиков, вопросов до сих пор действительно никто не задает.
Разбитый Boeing 747
Одним из украшений экранизации «Войны миров» Стивена Спилберга был разбитый самолет. Специально для фильма студия Universal купила списанный Boeing 747 за 2 миллиона и разломала на кусочки. У авторов ленты «Очень страшное кино 4» таких денег на реквизит не имелось, поэтому они пошли самым простым путем: в сцене, пародирующей «Войну миров», ими был использован тот же самый «Боинг».
Сегодня останки самолета все еще лежат на задворках студии, и увидеть их может любой, кто придет на экскурсию по Universal Studios. Киношники знамениты своей бережливостью (особенно это актуально сегодня, когда отбивать бюджеты становится все сложней), так что нельзя исключать, что в каком-нибудь новом фильме этот необычный предмет реквизита еще мелькнет.
Пулемет M134 Minigun
Фанаты фильма «Хищник», конечно, помнят оружие, из которого персонажи Джесси Вентуры и Билла Дьюка вели ураганный огонь по джунглям. Шестиствольный пулемет M134 Minigun (уменьшенная копия тех махин, что устанавливаются на вертолеты) после выхода ленты стал настоящей легендой. Сделанный по спецзаказу облегченный мини-ган по прозвищу Старушка Боль весил больше 20 килограммов, к нему прилагались гигантские аккумуляторы и ящик с патронами, который требовалось носить на спине. Оружие очень понравилось экранному партнеру Вентуры Арнольду Шварценеггеру, поэтому через несколько лет, когда его позвали в «Терминатор-2», Арни уговорил Джеймса Кэмерона использовать его снова.