Вторая попытка: 11 фильмов, которым пересъемки пошли на пользу
Угроза отправить практически готовую картину на пересъемки – один из самых страшных кошмаров Голливуда. Для актеров это означает слом всех графиков, от продюсеров и студии на досъемки потребуются дополнительные финансовые вливания, режиссерское эго может быть безнадежно растоптано, ведь что-то не далось с первого раза. Оттого-то и прибегают к такого рода экстренным исправлениям лишь в крайнем случае. А зря.
Пользу подобное вмешательство приносит чаще, чем можно подумать, – мы вспомнили лишь несколько самых ярких примеров того, как досъемки и пересъемки помогли вывести фильм на достойный уровень.
«Челюсти / Jaws» (1975)
Пожалуй, если бы не пересъемки «Челюстей» Стивена Спилберга, история кино могла бы развиваться по совершенно иному пути. Чем дальше шли съемки классического триллера, тем больше режиссер был недоволен тем, как на экране выглядит его механический монстр. Громоздкая конструкция, изображающая акулу, действительно была неповоротлива, мертва, а главное – ничуть не пугала. И тогда Спилберг решился на необычный ход – он переснял несколько ключевых эпизодов так, чтобы акула в них почти не фигурировала: пугал мелькающей под водой тенью, демонстрировал над водой только плавник, а то и вовсе добивался атмосферы музыкой и реакцией актеров. Результат известен: «Челюсти» открыли эпоху блокбастеров, а сама картина стала жанровым каноном наравне с триллерами Хичкока.
«Инопланетянин / E.T. the Extra-Terrestrial» (1982)
Сегодня совершенно невозможно представить себе какой-то другой финал у знаменитого фильма Стивена Спилберга «Инопланетянин», но мы вполне могли оказаться в иной реальности, не проведи режиссер показ для фокус-группы. Дело в том, что по оригинальному замыслу пришелец должен был умереть в лапах военных, и ни о каком воскрешении и возвращении речи даже не велось. Тестовая аудитория была в бешенстве от финала, и Спилбергу пришлось на полусогнутых мчаться переснимать финал. Тот самый случай, когда зрители правы на все 100 процентов.
«Назад в будущее / Back to the Future» (1985)
Классическая история знаменитой комедийной фантастической картины известна любому поклоннику кино – сначала на роль Марти МакФлая в «Назад в будущее» был приглашен Эрик Штольц, однако после четырех недель съемок режиссер Роберт Земекис с актером решил расстаться, а в образе молодого путешественника во времени решено было попробовать Майкла Джея Фокса. Такой трюк кроме времени существенно увеличил и бюджет ленты – изначально 14-миллионная картина выросла в цене на четверть. Другое дело – результат. В то время как Штольц играл излишне драматично, Фокс придал герою безбашенности и задора, подарив тем самым миру один из самых популярных образов приключенческого кино.
«Глубокое синее море / Deep Blue Sea» (1999)
Пересъемки триллера Ренни Харлина «Глубокое синее море» – тот редкий случай, когда продюсеры идут на поводу у зрительской аудитории. После того как фильм был снят, его представили фокус-группе, вынесшей необычный вердикт: первые зрители единогласно решили, что героиня Саффрон Берроуз, доктор МакКалистер, не была достойна того, чтобы оказаться среди выживших. Ее посчитали виновной в чудовищных экспериментах, она не вызывала сочувствия, да и многовато это, трое спасенных, для настоящего триллера. Харлин мужественно принял критику и спешно собрал съемочную группу для съемки исправленной концовки. После постановщик не раз заявлял: «Зрители оказались чертовски правы. Эта стерва не должна была выжить»
«Расплата / Payback» (1999)
Ситуация с криминальной драмой «Расплата» Брайана Хелгеленда сложилась так, что картина фактически была полностью переделана. Конечный продукт режиссера студия посчитала слишком мрачным и преисполненным безысходности, а поскольку постановщик наотрез отказался что-то менять, его просто выставили за дверь, а окончательной доводкой картины до зрителя занялся безымянный коллектив «умников» из офисов Warner Bros. Главное изменение – вместо таинственного безымянного и безликого злодея, которого герои слышали только по телефону, героям предоставили предсказуемого и не особенно интересного персонажа в исполнении Криса Кристоферсона. Стоило оно того? Возможно. Все-таки время мрачного реализма тогда еще не наступило, а так хоть какие-то деньги собрать удалось.
«Пункт назначения / Final Destination» (2000)