Зарубежные фильмы, которые очень любили в Советском Союзе
Хотя на Западе жили в основном враги, а искусство там было – буржуазным и антигуманным, некоторые фильмы из дальнего зарубежья делали в Советском Союзе неплохую прокатную кассу.
Здесь собраны двадцать кинокартин, снятых на Западе, которые покорили совестких зрителей и стали лидерами проката в разные годы.
Краткий обзор показывает, что темы любви и ненависти, войны и мира – вечные темы, которые мало интересует какие-то границы и временные периоды истории.
1 место. «Есения» (Мексика, 1971 г.)
Две девушки страстно любят бравого офицера Освальдо. Одна, живущая в роскоши, обладает ангельским характером и неизлечимо больна. Другая, воспитанная цыганами, с детства лишена всего, что принадлежит ей по праву. Можно ли найти выход из этого любовного треугольника? Черные очи и гибкий стан красавицы Есении навек сразили хладнокровного покорителя женщин, капитана Освальдо. Его величество Случай вмешивается в их судьбу. Экзотика цыганской жизни, трагическая любовь и счастливый финал.
Эта мексиканская мелодрама является абсолютным рекордсменом советского кинопроката, опередив по посещаемости все отечественные и зарубежные ленты. В 1975 году её посмотрели 91 млн зрителей.
Критики, оценивая причины успеха скромной мексиканской ленты с предсказуемым «сериальным» сюжетом, указывают на её точное попадание в сюжет, интересный советскому зрителю. Крайне далёкие реалии Мексики середины XIX века оказываются ему очень близкими и понятными по духу. Тема «своего среди чужих», счастливый конец, напоминающий сказку о «Золушке» — всё это способствовало выдающемуся прокатному успеху фильма.
2 место. «Великолепная семёрка» (США, 1960 г.)
В маленькой деревушке крестьяне годами страдают от бесчинств местных бандитов. Их главарь Калвера держит в страхе всю округу, мучая ее жителей постоянными поборами и наказаниями. И однажды крестьяне решают нанять себе защитников — семерых вооруженных всадников во главе с бритоголовым Крисом. Великолепная семерка быстро наводит порядок, но Калвейре все же удается бежать. И тогда поимка злодея и его соратников становится делом чести великолепной семерки.
Фильм снимался Джоном Стёрджесом как ремейк «Семи Самураев» А. Куросавы (1954 год).
Актёрский состав фильма набирался очень быстро, чтобы закончить кастинг до начала очередной актёрской забастовки.
Огнестрельное оружие традиционно считалось неприемлемым для самураев, и в фильме «Семь самураев» (1954) использовалось только бандитами. В «Великолепной семёрке» этот мотив совершенно исключён перенесением действия на Дикий Запад, в конец XIX века.
13 июля 1962 года Никита Хрущев в беседе с американскими журналистами разругал фильм: «Я смотрел картину «Великолепная семерка». Артисты, занятые в ней, прекрасно играют. Мы выпустили ее на экран и получили за это много упреков. В нашей печати выступали педагоги. Была опубликована критическая статья под названием «Двойка за семерку». В этой статье говорилось, что кинофильм плохо воздействует на воспитание молодежи. Я согласен с педагогами. У вас, американцев, сплошь и рядом на экранах идут такие кинофильмы, где бьют друг друга в лицо, истязают, убивают людей, в фильмах много извращенного. У вас это считается интересным. У нас же проповедование подобных явлений считается вредным…». Естественно, что той же точки зрения придерживалась и советская пресса.
В финале фильма три мальчика приходят на могилу Бернардо, кладут цветы и крестятся. Двое делают это как католики — слева направо. Один, тот, что в центре — справа налево, как православный.
Интересно, что фильм, который посмотрели 67 млн зрителей в СССР, 7 млн во Франции, совершенно не покорил американскую публику. При бюджете $2 000 000 он собрал в прокате в США $4 905 000.
3 место. «Бродяга» (Индия, 1951 г.)
Раджу вынужден жить на улице, так как в детстве его отец бросил мать, и они остались на улице. Он пытается убить отца, но терпит неудачу. И теперь должен предстать перед судом, а защищать его решается его подруга детства.
Один из наиболее известных фильмов Радж Капура. В этом фильме он впервые предстал в образе бродяги, впоследствии развитом в его картине «Господин 420» (1955), и ставшем его наиболее известной экранной маской.
История соткана стандартными стежками: трудное детство — воровской притон — украл-выпил-в тюрьму (и так много раз) — нежданная любовь — покушение на собственного отца-судью. И всё это щедро сдобрено песнями и танцами, без которых ни один индиец не представляет себе кино. Актерская игра опять-таки традиционна — и Капур, и Наргис старательно «хлопочут лицами». Пожалуй, из исполнителей главных ролей один только Притхвирадж, сыгравший судью Рагуната (кстати, и в реале отец Раджа Капура), как театральный актер, знаком с системой Станиславского.
В 1954 году фильм посмотрели 63,7 млн зрителей. Повторно выпускался в советский прокат в 1959, 1965, 1977, 1985 годах.
4 место. «Золото Маккенны» (США, 1969 г.)
Благодаря случайным обстоятельствам шериф Маккенна узнает о том, где спрятано золото древнего индейского племени. В качестве «живой карты» он становится заложником бандита Колорадо, который мечтает найти каньон «дьявольское наваждение». К группе головорезов примыкают все новые и новые охотники за богатством, но далеко не всем суждено будет добраться до цели. Тем более вернуться живыми, ведь на пути к заветной цели их ждет неизвестность.
Натурные съемки проходили в Аризоне, в национальных парках Каньон-де-Шелли и Глен-Каньон.
В 1973 году картина демонстрировалась на внеконкурсном показе VIII Московского международного кинофестиваля. А в июне-августе 1974 года вышла на экраны СССР (63 млн зрителей).
Специально для показа фильма в советском прокате Леонидом Дербенёвым был написан русский текст на оригинальную музыку Куинси Джонса, в результате чего песня вошла в советский вариант фильма. Исполнил песню популярный тогда эстрадный певец Валерий Ободзинский.
5 место. «Спартак» (США, 1960 г.)
История гладиатора Спартака, его возлюбленной Варинии и честолюбивого римского полководца Красса. Непреодолимая тяга к свободе заставляет Спартака поднять легендарное восстание рабов, ставшее важнейшей вехой мировой истории.
В фильме Спартак был рабом с рождения. На самом деле он служил во вспомогательных войсках римской армии, дезертировал, но был пойман и продан в рабство. Об этом было известно Стэнли Кубрику, но он счёл такой сюжетный поворот недостаточно героическим.
Юлий Цезарь не командовал гарнизоном Рима, и в принципе не мог командовать, так как на момент событий фильма в Риме попросту не было гарнизона.
События сцены «Я — Спартак!», как и всех последующих, являются выдумкой сценаристов и не имеют под собой исторического основания: большинство источников сходится в том, что Спартак погиб в бою.
В 1967 году фильм посмотрели 63 млн зрителей. В 1984 году он был повторно выпущен в советский прокат, и его посмотрели по 28,2 млн зрителей на серию при тираже 1171 копия. Общее количество проданных билетов на «Спартак» в СССР составило (с учётом двух серий) 178,4 млн Даже при средней цене в пределах 30 коп. кассовые сборы фильма в советском прокате могли исчисляться суммой 53,5 млн рублей, что по тогдашнему официальному валютному курсу равнялось бы $86,3 млн Сборы в США составили $30 000 000.
Фильм получил четыре премии «Оскар».
6 место. «Бобби» (Индия, 1973 г.)
Радж — сын богатых и знаменитых родителей. Его будущее расписано на десять лет вперед: престижный институт, карьера юриста, невеста — дочь партнера отца. Но Радж влюбился в Бобби, дочь простого рыбака. Что теперь он скажет родителям?
Вышел на советские экраны в сентябре 1975 года, его посмотрели 62,6 млн зрителей.
7 место. «Белое платье» (Египет, 1973 г.)
Сюжет обычен для восточных мелодрам — бедная девушка, возлюбленный — сын богатых родителей, а вероломный и жестокий отец его и слышать не хочет о «неравном» браке.
Душещипательная и очень трогательная история покорила советских зрителей в 1976 году (61 млн зрителей).
8 место. «Танцор диско» (Индия, 1982 г.)
Вечный сюжет о Золушке: восхождение из ничего к вершинам славы. Джимми — бедный ребенок, выступает с дядей на улицах, зарабатывая на кусок хлеба. Однако мирное существование семьи нарушает инцидент в доме одного богача. После этого Джимми и его мать вынуждены покинуть родной город. Проходят годы. Джимми своим трудом и талантом добивается славы. Встречает он и свою любовь. И надо же случиться, чтобы его девушка оказалась дочерью богача, оскорбившего Джимми и его мать много лет назад.
В настоящее время фильм считается классикой жанра и наиболее известен по песням «Goro ki na kalo ki», «I am a Disco Dancer» и «Jimmy Jimmy Jimmy Aaja». Вышел на советские экраны в июне 1984 года и сразу завоевал огромную популярность — его посмотрели 60,9 млн зрителей.
9 место. «Мститель» (Индия, 1976 г.)
На глазах у шестилетнего мальчика бандиты убивают его отца. Оказывается полицейский инспектор Саксена разоблачил банду контрабандистов и бандиты отомстили ему. Навсегда запомнил лица убийц маленький Ануп Саксена. Прошло 14 лет. Мысль о мести не покидала Анупа. Он разыскал убийц. Из четверых убиты уже трое. Остается четвертый — главарь банды Бакши. Ануп похищает его дочь Симу. Но Ануп и Сима полюбили друг друга. Теперь Бакши не только враг, но и отец любимой. Ануп в смятении.