Мой самый лучший враг: 11 лучших дуэтов и дуэлей в отечественном кино
Самый лучший друг мужчины — это его враг. Мы выбрали 11 фильмов, в которых единство и борьба советско-российских харизматиков наглядно доказывает этот факт.
Недавние «Опасные пассажиры поезда 123» Тони Скотта, где два классовых врага — финансист и диспетчер метро — в какой-то момент почти становятся друзьями, сподвигли нас на перечисление наиболее важных мужских дуэтов и дуэлей из истории отечественного кино.
1. Конец утопии: Деточкин / Подберёзовиков
«Берегись автомобиля» (1966),1966, реж. Эльдар Рязанов
Простое желание советского человека иметь свой автомобиль нанесло великой русской утопии удар, последствия которого нам до сих пор аукаются. Власть (Ефремов) призналась себе самой и своему народу, что стоит на охране частной собственности. Совесть (Смоктуновский), мгновенно вставшая в оппозицию, со слезами на глазах вытесняется в криминальное подполье. Вопреки распространенному убеждению, что коммунистический кинематограф не конвертируется в американский, «Берегись автомобиля» очень даже конвертируется: сделайте из героя Миронова шустрилу, выдававшего ипотечные кредиты в каком-нибудь Огайо, и пожалуйста — хорошая голливудская комедия на злобу дня.
2. Лечение травмы: Горбунков / Геша
«Бриллиантовая рука» (1968), 1968, реж. Леонид Гайдай
Травму «Берегись автомобиля» общество залечивало «Бриллиантовой рукой». После комедийного по форме, но трагичного по сути раскола русской мысли на почве любви-ненависти к личному автотранспорту, клоунский дуэт классовых врагов — Горбункова и Геши — стал сеансом карнавальной психотерапии, во время которого Совок (Никулин) побеждает Капитализм (Миронов) с благословения компетентных органов, в чьих нравственных симпатиях сомневаться уже не приходится. Сеанс продолжается до сих пор перед каждым Новым годом: дуэт Капитализма и Совка нашему зрителю пришелся по душе.
3. Чекист и Инженер: Мячиков / Воробьев
«Старики-разбойники» (1971), 1971, реж. Эльдар Рязанов
На утопический оптимизм Гайдая Рязанов ответил сеансом утопического пессимизма — своей лучшей комедией «Старики-разбойники», где еще раз показал, что настоящая линия раздела проходит между властью, куда просочилось зло в лице коррумпированного следователя Андрея Миронова, и нравственным народным идеалом, под которым расписался еще один мужской дуэт по-русски в лице честного оперативника Никулина (Мячиков), заключившего тактический альянс против Системы с простым инженером Евстигнеевым (Воробьев). Проиграли оба.
Откуда все пошло: Жеглов / Шарапов
«Место встречи изменить нельзя» (1979), 1979, реж. Станислав Говорухин
Кому-то понятно, что линия поведения Жеглова, подбрасывающего подозреваемым вещдоки, заканчивается Денисом Евсюковым, а линия Шарапова — Иваном Лапшиным, который «город-сад». Кому-то понятно не очень. Как бы то ни было — вот Конкин и Высоцкий, и оба в начале этих двух линий просто блистательны. Самый важный двойной мужской портрет в истории нашего кино.
5. Русский Face/Off: Белов / Беликов
«Охота на лис» (1980), 1980, реж. Вадим Абдрашитов
Критические реалисты Миндадзе с Абдрашитовым, не верящие ни в совок, ни в капитализм, ни даже в «город-сад», предложили свой вариант противостояния человека и системы — «Охоту на лис», один из самых выразительных мужских дуэтов в истории отечественного фильма. Простой рабочий Белов (выдающаяся роль Гостюхина), заработавший ударным коммунистическим трудом на мотоцикл, тайно ездит на свидания в тюрьму, где крутит срок гопник Беликов (Нефёдов), который набил Белову морду. Внутри тюрьмы понятия «виноватого» и «правого» меняются местами: рабочий, поняв, что сам живет в тюрьме, только снаружи, испытывает нравственное перерождение, гопник, выйдя на свободу, хочет жить, как рабочий — квартира, машина и т.д. Финал, где теперь Белов бьет Беликову морду за то, что хочет быть «как все», власти перед прокатом вырезали.